Приветствую вас! Меня зовут Оксана Коновалова, я психолог-психотерапевт, и я специализируюсь на работе с людьми, страдающими трихотилломанией. В моём Telegram-канале я получила огромное количество вопросов о детях и подростках с ТТМ. Это видео целиком посвящено этой теме и, конечно же, родителям, которые столкнулись с этой проблемой. Я поделюсь своим опытом и мыслями, которые, я надеюсь, помогут вам.
Подростковый возраст: Бушующие гормоны и внутреннее напряжение
Подростковый возраст — это время серьёзных изменений: гормональный фон, резкие скачки роста, бушующие эмоции. Наш “милый зайчик” превращается в неудобного подростка, который пытается сепарироваться от родителей. Как родители, мы можем либо принять эту новую реальность, либо пытаться заставить ребёнка действовать, как раньше. Первый вариант, безусловно, эффективнее.
Важно понимать: за резким скачком роста не всегда успевают внутренние органы, поэтому подростки часто чувствуют слабость, головокружение, общее недомогание. Если родители не верят им, думая, что ребёнок просто отлынивает, это порождает внутреннее напряжение, конфликт, чувство беспомощности. И вот это внутреннее напряжение, к сожалению, может провоцировать позывы к трихотилломании.
Очень важно разделить позыв к трихотилломании (желание вырвать волос) и приступ (само действие).
Позыв — это реакция тела, которую мы не контролируем напрямую (как покраснение кожи или приступ гнева). Мы можем влиять на него опосредованно, работая с нашими мыслями, восприятием, тревогой, умением проживать эмоции и проходить конфликты. Это снижает частоту и интенсивность позывов.
Приступ — это действие, на которое мы можем влиять напрямую, используя волевое усилие.
Наши отношения с подростком играют огромную роль. Если в семье конфликт, напряжение не снижается, и подросток не учится выходить из него. Дом должен быть местом, где ребёнок может отдохнуть и восстановить силы после “сражений с драконами” в школе и социуме. Мы, как родители, должны оставаться на своём уровне взрослого и управлять тем, что находится в нашей зоне влияния.
Гормональные всплески и перепады настроения у подростка — это норма. Принимайте это как данность. Бардак в комнате тоже норма.
Информируйте себя и ребёнка: Читайте исследования о подростковом возрасте, его последствиях и симптомах. Когда подростки получают эту информацию, они расслабляются, понимая, что они “нормальные”. Это снижает внутреннее напряжение и, как следствие, количество позывов.
Не вините себя: Трихотилломания — это результат биопсихосоциальной модели (совокупности факторов), и генетическая природа до сих пор не доказана. Не ругайте себя за то, что это случилось.
Для начала соберите информацию о трихотилломании вашего ребёнка. Это как проект “Что я могу сделать, чтобы помочь своему ребёнку?”.
Наблюдайте и спрашивайте: Если есть доверительные отношения, спросите ребёнка (или предложите ему самому понаблюдать), когда начинаются приступы/позывы, какой контекст, что он чувствует. Происходит ли это во время уроков, в школе, во время ссоры, или просто когда он ложится в кровать?
Дневничок: Предложите вести “дневничок” (не “протоколы”, это звучит страшно). Это может быть красивый блокнот или заметки в телефоне. Пусть он сам выберет удобный формат и время для записи.
Мотивация: Если ребёнок не хочет записывать или работать с ТТМ, вы столкнетесь с проблемой. Мы не можем заставить его. Важно, чтобы у него была внутренняя мотивация. Давление даст обратный результат. В терапии работаем с теми, кто сам хочет.
Когда вы собрали информацию, сгруппируйте её по категориям причин, чтобы понимать, что делать:
Неспособность регулировать эмоции: Ребёнок не знает, что делать с гневом, обидой, грустью. Он избегает их или “застревает” в них.
Что делать? Ищите DBT-тренинги (диалектико-поведенческая терапия) или курсы по эмоциональному интеллекту для подростков. В группе дети учатся проживать эмоции других, понимают, что они не одни такие. Есть много книг по эмоциональному интеллекту для детей и взрослых — предложите ребёнку выбрать то, что ему по душе.
Трудности в коммуникации: Ребёнок не умеет удовлетворять свои потребности, заводить друзей, справляться с конфликтами (с вами или сверстниками). Коммуникация с самим собой (непонимание “кто я?”) тоже может быть причиной.
Что делать? Те же DBT-тренинги и курсы по эмоциональному интеллекту часто затрагивают тему коммуникации. Книги о дружбе, общении могут быть полезны.
Саморегуляция в стрессе: Приступы случаются в конце учебного года/четверти, во время контрольных, олимпиад — когда ребёнок не может совладать со стрессом.
Что делать? Снова помогут тренинги навыков и книги по управлению стрессом.
Привычный контекст и автоматические действия: ТТМ стала привычкой, которая включается автоматически в определённой обстановке (например, за письменным столом). Мозг экономит ресурсы, переводя повторяющиеся действия в автоматизм.
Что делать? Разорвите цепочку! Измените контекст. Если делает уроки за столом — сядьте на подоконник или с другой стороны стола. Если читает электронную книгу одной рукой и вырывает волосы, дайте бумажную книгу, которую нужно держать двумя руками, или браслет-антистресс. Найдите конкретный подход для вашего ребёнка.
Сопутствующие расстройства: ТТМ может быть симптомом СДВГ, расстройства личности, депрессии или других психических расстройств.
Что делать? Обязательно обратитесь к психиатру! Не бойтесь. Психиатр поставит диагноз, назначит медикаментозное лечение, если нужно, или порекомендует психотерапевта. Если есть депрессия, у организма нет сил на работу с ТТМ. Сначала нужно восстановить организм, а потом работать с трихотилломанией. Диагностика критически важна, особенно при таких расстройствах, как шизотипическое, где от критического мышления зависит очень многое.
Начните с того, чтобы собрать информацию о вашем ребёнке, о его ТТМ. Создайте “карту” причин. Это уменьшит хаос и даст вам понимание, в каком направлении двигаться.
Если вы чувствуете, что вам нужна поддержка в этом сложном процессе, или вы хотите получить индивидуальный план действий, я приглашаю вас на консультацию. Вместе мы можем найти лучшие решения для вашей семьи.