Давайте предположим, что условная Машенька 8 лет ходит уже во второй класс, что-то случается в школе,
что отражается о приобретенные девочкой психические травмы до 6-ти лет, и провоцирует приступ трихотилломании.
Конечно родители об этом узнают. Они переживают, расстраиваются, думают, как помочь ребенку.
Пытаются поговорить с ребенком, спросить - зачем она это делает, мягко, но настойчиво сказать,
чтобы она так больше не делала. Однако результата нет, и Машенька продолжает дергать волосы.
На этом давайте остановимся и рассмотрим несколько вариантов развития дальнейших событий и действий, основанных на
данной мотивации.
Тогда родители продолжают настаивать, чтобы она так больше не делала, и это происходит уже в более императивной форме. Может быть даже путем крика, может ссор с ребенком, так как она продолжает свое занятие, не слушается родителей. Ведь приказы должны сработать. Ребенок же должен слушаться родителей. А они сказали не рвать волосы. Должно сработать! Может даже ремень достанут просто погрозить.
Сейчас я хочу, чтобы вы представили себя на месте Машеньки. Как она себя чувствует?
Подумайте, достигнете ли вы своей цели этой стратегией поведения? А я напомню, что у нас исходя из условий задачи мотивация родителей действительно помочь ребенку, так как они сами переживают за Машеньку. А значит цель избавиться от трихотилломании.
Родители решают брать все в свои руки и делать все, чтобы ребенок не вырывал волосы. А это значит контролировать его. Например, следить за Машенькой - вырывает она волосы или нет, пересчитывать волосы утром и сверять количество вечером, каждый раз заходя в комнату ребёнка спрашивать, не дергала ли она волосы. Встречать ребёнка из школы вопросом - были приступы трихотилломании? Точно не было? Смотреть на ребёнка испытывающим взглядом пока он читает учебник, чтобы показать, что мы следим за тобой, даже не смей прикасаться к волосам.
Родители говорят ребенку, что любят его. Что болезнь не характеризует ребёнка, что трихотилломания -
это не он сам. Что они поддержат Машеньку всегда, что она может им рассказать все, что её тревожит.
Что они помогут ей справиться.
И в то же время родители не фокусируют свое внимание на трихотилломании Машеньки. Они увидели как она вырывает
волосы пока делает уроки, и тут же переключили её внимание на что-то другое - эй, тут мультик твой любимый идет!
Хочешь посмотреть, а потом вместе вернемся к урокам, и я помогу, если с чем-то там сложно.
После школы родители встречают Машеньку вопросом - а что было интересного в школе сегодня? Было ли что-то, над чем ты
смеялась?
Вот вы читаете, и, наверное, у вас на душе становится тепло так же как и у меня, пока я пишу.
Что мы чувствуем на месте Машеньки?
Тепло. Уют. Опору. Что что бы ни было в мире, я всегда могу положиться на своих родителей. Они любят меня такой какая я
есть.
От этого тело Машеньки расслабляется, приступы трихотилломании становятся все реже.
И конечно, только этим мы может Машеньку не вылечили окончательно. Может мы отвели её к детскому психотерапевту. И после сеансов психотерапии ей стало еще лучше. Но этим мы создали для неё безопасную среду, мы уменьшили тревожность ребёнка, что положительно сработало в совокупности с психотерапией.
Рекомендации родителям, чьи дети болеют трихотилломанией, такие же как при тиках ребёнка, все врачи говорят в один голос - не заостряйте внимание на имеющейся проблеме.
В противном случае путем криков, угроз и наказаний вы получите обратный эффект - трихотилломания усилится. Все вышеперечисленное заставляет ребёнка бессознательно зацикливаться на ТТМ. В итоге тревога растет еще больше, а она в свою очередь провоцирует приступы трихотилломании. И наш с вами круг замкнулся.
Вместо этого необходимо создать для ребёнка комфортную обстановку и обратиться за профессиональной помощью. Когда я говорю о комфортной обстановке, я не имею ввиду потакание ребенку. Рассуждайте здраво. Если мы говорим о еще совсем маленьком ребенке, например, 3 лет, то стоит обратиться к неврологу.