Трихотилломания и пограничный уровень развития психики

3 мин. чтения · 18 Декабря 2022

    Напомню, что у нас есть условно 4 уровня организации психики, и если располагать их от менее здорового к здоровому, то это психотик, пограничник, невротик, здоровый. Более подробно о них я писала в статье самопомощь при трихотилломании, где разбирала условно, на каком уровне возможно решить вопрос с трихотилломанией самостоятельно, а на каком только с помощью психотерапии.

    В данной статье поговорим о трихотилломании на пограничном уровне организации психики, какие задачи он нам ставит для лечения от трихотилломании.
    По моему наблюдению большинство моих клиентов, страдающих трихотилломанией именно пограничники.

    Условно психика в процессе своего развития проходит некий путь - с младенчества до полутора лет она на психотическом уровне, где закладываются фундаментальные моменты, такие как состояние безопасности. Далее примерно в возрасте 2-3 лет психика закладывает индивидуацию, т е ребенок начинает себя ощущать отдельным человеком. Примерно с 3 до 6 лет психика закладывает осознание своих желаний, потребностей, принятие себя.

    Если на каком-то из этих этапов у человека происходит сбой, его потребность не удовлетворена, получена травма, то психика остается на этом уровне и не развивается дальше.

    Сегодня мы говорим о пограничном уровне, а это значит, человек не чувствует себя целостным, полностью сепарированным, имеет проблемы с границами, как своими, так и с границами в отношении других людей, соответственно. У пограничника не сформированы важные навыки - саморегуляции, межличностного общения, перенесения стресса, отсутствие возможности достигать долгосрочные цели и т д.
    Как мы видим, многое из перечисленного является триггером к вырыванию волос у людей, страдающих трихотилломанией.

    Таким образом для лечения трихотилломании нам необходимо дорастить нашу психику сначала до невротика, затем до здорового варианта (перепрыгнуть уровни не получится). Как мы это делаем? Только с помощью психотерапии. При чем в идеале групповой, т к там максимально полно идет социализация в группе и эффективнее и быстрее результаты.

    Какие категории необходимо проработать в данном случае:

    • Навыки эмоциональной саморегуляции, то есть эмоциональный интеллект;
    • Навыки межличностной регуляции;
    • Навыки перенесения стресса;
    • Навыки индивидуации;
    • Навыки сознательного восприятия и наблюдения себя, событий и окружающего мира.
    Трихотилломания и пограничный уровень развития психики
    Photo by Daniel Thiele on Unsplash

    Остановимся на каждом чуть более подробно.

    Навыки эмоциональной саморегуляции, развитие эмоционального интеллекта необходимы вследствие того, что эмоциональные реакции таких людей характеризуются реактивностью, они имеют проблемы с выражением гнева, агрессии, откуда мы имеем аутоагрессию, то есть агрессию, направленную самим на себя - вырывание своих волос, также такие люди страдают от тревоги, раздражительности, нередко также от депрессии.

    Навыки межличностной регуляции необходимы, так как имеются проблемы с построением взаимоотношений с другими людьми. Такие отношения зачастую могут носить напряженный характер - абьюз, созависимость, невозможность выставления границ, отсутствие понимания границ других людей и др.

    Навыки перенесения стресса необходимо развивать, так как трихотилломания как раз является неадекватной, неадаптивной, неэффективной реакцией на стресс, таким образом необходимо выработать механизм продуктивного реагирования на стресс, так как совсем лишить себя стресса просто невозможно, придется сталкиваться с ним периодически в нашей жизни.

    Навыки индивидуации - это про чувство собственного “Я”, а чего я хочу на самом деле, а кто я такой на самом деле, т.к. зачастую такие люди могут ощущать пустоту внутри себя, которую они заполняют другими вещами - детьми, проблемами других людей, разборками с семьей и т д, т е делаю все, только бы не смотреть на себя, свою жизнь, не сталкиваться с этой пустотой, она пугает.

    Навыки сознательного восприятия и наблюдения себя, событий и окружающего мира необходимо развивать, чтобы иметь возможность посмотреть на свою ситуацию трезвым взглядом, осознанно. Многие закрывают глаза на какие-то ситуации, происходящие с ними, а затем, так как это происходит системно, и вовсе переходят в разряд чего-то такого, что человек не видит. Опять-таки посмотреть туда слишком страшно. Со временем происходит так, что человек перестает воспринимать себя, мир таким какой он есть на самом деле, пропадает объективность восприятия. На черное мы говорим белое и наоборот. Не видим действительно страшных вещей, которые с нами происходят, например, абьюз в отношениях называем любовью.

    Нужно ли говорить, что это едва ли не самая первая ступень, на которую необходимо встать, чтобы вообще начать лечить трихотилломанию. Ведь многие люди, страдая данным заболевания десятки лет перестают считать это проблемой, предпочитая не замечать падения качества жизни в социальной, личной и других сферах.