Трихотилломания у ребенка: Как помочь, если он отказывается идти к психологу?

4 мин. чтения · 6 Сентября 2025
vk preview

Приветствую вас! Меня зовут Оксана Коновалова, я психолог-психотерапевт, специализирующийся на лечении трихотилломании. Это видео является продолжением нашей серии о ТТМ у подростков, где я отвечаю на ваши конкретные вопросы из Telegram-канала. Сегодня мы поговорим о сложной, но очень важной ситуации: что делать, если ваш ребёнок с трихотилломанией отказывается идти к психологу.

Неудачный первый опыт: Почему это важно?

Один из комментариев, который я получила, прекрасно иллюстрирует эту проблему: “Дочь согласилась пойти в августе, но об этом опыте я не задала вопрос терапевту. Контакта не получилось, теперь ненавидит психологов и никогда в жизни больше. У дочки обострение, как помочь ребёнку, если отказывается идти в психотерапию?”.

Это очень распространённая ситуация.Опыт работы терапевта с трихотилломанией играет действительно важную роль. И дело не только в опыте, а в способности специалиста установить контакт с ребёнком и проявить безоценочность. Трихотилломания — это не то, что человек может контролировать, это симптом расстройства. И если психолог не понимает этой специфики, это может привести к травмирующему опыту.

К сожалению, существуют случаи, когда некомпетентные специалисты могут навредить. Мне рассказывали о случаях, когда девочку заставляли вырывать волосы при маме, глядя в зеркало, или собирать вырванные ресницы и брови в пакетик. Такие методы не только не помогают, но и усугубляют травму.

Как помочь ребёнку после неудачного опыта?

Если ваш ребёнок отказывается идти к психологу после неудачного опыта, вот что вы можете сделать:

  • Поговорите с ребёнком: Попытайтесь выяснить, что именно произошло, что так сильно оттолкнуло его от психолога. Возможно, он сможет объяснить, почему контакт не состоялся.

  • Объясните, что все разные: Ваша задача — донести ребёнку, что один неудачный опыт не означает, что все психологи плохие. Можно привести простой поведенческий эксперимент: “Ты не любишь мармелад, а Петя любит. Если бы мы судили только по тебе, мы бы ошибочно решили, что Петя тоже не любит мармелад”. Это поможет включить критическое мышление и показать, что специалисты, как и люди, бывают очень разными.

  • Ищите “своего” специалиста: Продолжайте искать хороших специалистов, которые готовы вникать в проблему конкретного подростка. Даже если у терапевта нет прямого опыта работы с ТТМ, но есть хороший контакт с ребёнком, и ему нравится заниматься, эффект всё равно будет.

  • Управляйте своей зоной ответственности: Мы не можем заставить ребёнка измениться или вложить ему другие мысли. Мы можем влиять только на свою зону ответственности. Если сейчас не получается, не расстраивайтесь. Ребёнок может вырасти и самостоятельно обратиться за помощью, когда будет готов. Ваша роль — продолжать поддерживать и искать возможности.

Важность контакта и безоценочности

Помните, что самое главное в работе с ребёнком — это контакт и безоценочность. Специалист должен быть готов вникать в проблему подростка, а не осуждать его за то, что он делает. Только в условиях доверия и понимания возможен эффективный процесс терапии.

Если вы столкнулись с этой проблемой, знайте, что вы не одиноки. Поиск подходящего специалиста может занять время, но это того стоит.

Если вы ищете поддержку или вам нужна помощь в поиске квалифицированного специалиста, я всегда готова помочь. Вы можете записаться ко мне на консультацию, чтобы обсудить вашу ситуацию и наметить дальнейшие шаги.