Как помочь ребёнку с трихотилломанией, который отказывается идти в терапию?

1 мин. чтения · 6 Сентября 2025

    Ссылка на ВК Видео

    Здравствуйте! В этом видео я, Оксана Коновалова, психолог, специализирующийся на трихотилломании, отвечаю на вопросы моих подписчиков из Telegram-канала, и сегодня мы уделим особое внимание подросткам с этим состоянием.

    Я хочу поделиться с вами одной из частых проблем, с которой ко мне обращаются: мама рассказала, что у ее дочери был негативный опыт с психотерапевтом, после которого она наотрез отказывается от дальнейшей терапии. Я хочу подчеркнуть, что хотя опыт терапевта в работе с трихотилломанией, безусловно, важен, он не является единственным решающим фактором. Не менее, а может и более важно, — это установить хороший контакт с ребенком. Я настаиваю на необходимости безоценочного подхода со стороны специалиста, ведь трихотилломания — это не то, что человек может легко контролировать по щелчку пальцев.

    К сожалению, я слышала о вредных и даже травмирующих подходах, которые использовали некоторые терапевты, например, заставляли ребенка вырывать волосы перед матерью или собирать вырванные волосы в коробочку.

    Поэтому я советую родителям в такой ситуации следующее:

    • Понять опыт ребенка: Постарайтесь деликатно выяснить, что именно было не так в предыдущем опыте терапии.

    • Поощрять критическое мышление: Помогите ребенку понять, что один неудачный опыт не означает, что все специалисты плохие. Можно провести аналогию, например, с конфетами — если не понравилась одна, это не значит, что все конфеты невкусные.

    • Искать подходящих специалистов: Ищите терапевтов, которые готовы искренне вникнуть в проблемы именно вашего подростка.

    • Ставить в приоритет контакт: Даже если у терапевта нет огромного опыта именно с трихотилломанией, прочная связь и доверие между ним и ребенком могут привести к отличным результатам.

    • Управлять своими ожиданиями: Если терапия не приносит мгновенных плодов, вам, как родителям, стоит сосредоточиться на том, что вы можете контролировать, и принять, что ребенок, возможно, сам обратится за помощью, когда будет к этому готов.

    В заключение я хочу подчеркнуть, как важно сосредоточиться на самом процессе, а не гнаться исключительно за результатом, поскольку результат — это то, что мы, родители, не можем полностью контролировать.

    Оксана Коновалова
    Оксана Коновалова

    Клинический психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт. Более 10 лет опыта работы с тревожными расстройствами, обсессивно-компульсивным расстройством и трихотилломанией.