Всем доброго времени суток! С вами я, Оксана Коновалова, психолог-психотерапевт, специализирующийся на помощи при трихотилломании.
Недавно в своем Telegram-канале я получила очень важный и частый вопрос от родителей: «Что делать, если подросток с трихотилломанией наотрез отказывается идти к психологу, потому что не верит в эффективность терапии?»
Я записала на эту тему короткое видео, а сейчас хочу более подробно разобрать эту ситуацию здесь, в своем блоге, чтобы помочь вам найти правильный подход.
Для начала нам, взрослым, важно понять одну вещь: подросток — это уже почти сформировавшаяся личность. Терапия с ним, особенно когнитивно-поведенческая (КПТ), которая является золотым стандартом при лечении ТТМ, — это не пассивный процесс. Она требует активного и осознанного участия. Если ваш сын или дочь приходит в кабинет с установкой «мне все равно не помогут», наша совместная работа будет крайне затруднена.
Скепсис и отсутствие мотивации — это стена, которую нам нужно не ломать, а аккуратно разбирать по кирпичику.
Вся стратегия мотивации подростка зависит от одного ключевого фактора: качество ваших с ним отношений на данный момент.
Если вы в целом хорошо ладите, можете открыто говорить на разные темы, то у вас есть пространство для маневра. Ваша задача — не заставить, а заинтересовать.
Повышайте информированность. Делитесь интересными фактами о работе мозга и психики. Можно вместе посмотреть научно-популярные фильмы или видео на YouTube о том, как формируются привычки, как работает эмоциональный интеллект.
Предложите альтернативу. Вместо прямого предложения «пойти лечить трихотилломанию», можно предложить посетить, например, групповой тренинг для подростков по развитию эмоционального интеллекта или навыков общения. Это может стать первым шагом к пониманию того, что психология — это полезный инструмент для жизни.
Сместите фокус. Говорите не о «проблеме», а о возможностях. Например: «Психолог может помочь тебе лучше справляться со стрессом перед экзаменами» или «разобраться в отношениях с друзьями».
Это более сложная ситуация, и здесь прямой нажим на терапию — худшее, что можно сделать. Если подросток закрыт, если между вами нет доверия, то любая ваша попытка «причинить добро» будет воспринята как очередное давление и контроль.
В этом случае ваша задача №1 — это наладить отношения. Оставьте на время идею с психологом и сосредоточьтесь на восстановлении моста между вами.
Слушайте, а не говорите. Интересуйтесь его жизнью, его чувствами, его миром, не пытаясь сразу давать советы или критиковать.
Ищите точки соприкосновения. Проводите время вместе за занятиями, которые нравятся ему, а не только вам.
Начните с себя. Иногда родителю стоит самому пойти на консультацию к психологу, чтобы понять, как изменить свою модель поведения и восстановить контакт с ребенком.
Когда подросток почувствует, что вы на его стороне, что вы его слышите и принимаете, только тогда он сможет довериться вашему предложению о помощи со стороны.
Помните, каждый случай уникален. То, что сработает с одним подростком, может не подойти другому. Главное — действовать с любовью, терпением и уважением к личности вашего ребенка.